Последние записи.

Альперин – концерт в Гренобле

С исторической точки зрения нет ничего необычного в органическом сплаве таких разных музыкальных явлений, как джаз, традиционная народная музыка и классический пианизм. В самом деле, исходные составляющие музыки, именуемой джазом, включают в себя всё что угодно, от африканского барабана и французского менуэта, до ирландских народных песен и религиозных песнопений, И всё же мы испытываем чувство новизны и необычности, когда нам не удаётся втиснуть то или иное музыкальное произведение в ранее установленные рамки.

Итак, как определить музыку, которую играет Михаил Альперин?

Может быть – джаз? Вне всякого сомнения, вам удастся обнаружить в ней и непередаваемую свободу и смелость свинга, и импровизацию в духе самого последнего крика моды, и зажигательность чечётки – словом, всё, что большинство людей отождествляют как с современной, так и с традиционной джазовой музыкой.

А не фолк-музыка ли это? Да, разумеется, вы найдёте здесь корни и структуры, восходящие к старым молдавским, русским и другим народным традициям. Для большинства из нас, однако, народная музыка – творение, созданное в далёкие времена неизвестными народными музыкантами, а теперь извлечённое из глубин прошлого на свет божий археологами от музыки и помещённое в музеи в первозданном виде, не затронутом современными веяниями. Альперин, напротив, продолжает народные песенные традиции, словно фильтруя их через своё очень современное мироощущение. Он использует не один источник традиций, а все возможные стили и настроения, которые находит привлекательными, справедливо полагая, что вся настоящая народная музыка теснейшим образом связана. (Когда Альперин впервые услышал, как Ян Гарбарек играет норвежские народные песни, он готов был поклясться, что это молдавская музыка!) Если Альперин и фолк-музыкант, то его сочинения не более старомодны, чем современный джаз.

Является ли его музыка классической? Да, конечно, его техника игры на фортепиано сделала бы честь Ашкенази, а композиторская дисциплина достойна Стравинского. Однако, там же вы обнаружите свободу, скорее похожую на сумасшедшее, необузданное дикарство, которое несвойственно большинству классических произведений.

И что уж совершенно путает все карты, так это существование такого музыканта, как Аркадий Шилклопер, получивший прекрасную подготовку, в совершенстве владеющий валторной и когда-то игравший в Московском филармоническом оркестре и в оркестре Большого театра. После пяти лет игры с Альпериным и со своими собственными джазовыми группами он осмелился поставить своё мастерство виртуоза на службу собственным музыкальным замыслам. Эта запись – может быть лучший (на данный момент) пример того, что может создать вполне сформировавшаяся и независимая творческая натура Шилклопера, усиленная огромным исполнительским мастерством, благодаря которому он так хорошо известен.

Я надеюсь, что эта запись окажется среди других ваших любимых дисков, независимо от жанров и школ.

Исак Рогде, Норвегия

Недавно столкнулся с вопросом: где купить подарок девочке 9 лет? Перебрал несколько вариантов и остановился на Toys Express. Большой выбор хороших товаров, а главное – удивительно простая доставка! Буду советовать друзьям и знакомым, которые совершают покупки через Интернет.

Театральная музыка Японии

Важную роль в становлении традиционной японской музыки сыграли театры Но и Кабуки. Зародившийся еще в XIV веке театр Но заимствует тематику своих пьес из японских и китайских легенд (синтоистских и буддийских), из исторических хроник, жизнеописаний героев. Символические драмы традиционно исполняются актерами-мужчинами в масках и музыкантами.

В представлениях театра Но неразрывно связаны танец, пение и речь рассказчика. Музыка театра Но состоит из нескольких заранее заданных мелодических и ритмических фрагментов, которые играются в гибких темпах и точно передают эмоциональное состояние. Основа вокальной партии — мелодия, исполняемая солистом и хором в унисон. Спектакль всегда сопровождают музыкальные инструменты: бамбуковая флейта но-кан, воспроизводящая мелодию, и три барабана — копудзуми, оцудзуми и тайко, сигнализирующие об изменении темпа. Короткие резкие выкрики барабанщиков усиливают напряжение. Ансамбль аккомпанирует пению или исполняет небольшие интерлюдии. Внутри музыкального ансамбля особенно выделяется флейта, которая отмечает наиболее значимые места в драме и оттеняет лирические моменты.
Более популярной формой японской драмы является театр Кабуки, который, как утверждают легенды, существовал уже в 1596 году. Его репертуар составляют классические японские пьесы. Кабуки использует для музыкального сопровождения как инструменталистов, так и певцов. Большинство музыкантов сидит в глубине сцены, другие находятся вне сцены и по ходу действия создают необходимые спецэффекты и звуковые шумы.

Музыка гагаку

Если обратиться к истокам японской музыкальной культуры, то становится очевидно, что она являет собой преломление традиций восточноазиатской музыки — китайской, корейской и индийской. Но уже в период Хэй-ан (794-894) японская музыка претерпела значительную эволюцию и приобрела сугубо национальные черты, отражающие вкусы и потребности населения страны. К этому времени относится появление одного из уникальных явлений в мировой музыкальной культуре — музыки гагаку, сложной с исполнительской точки зрения, богатой изысканными нюансами. Слово «гагаку» буквально переводится как «утончённая музыка» и служит для обозначения классической традиции японской музыки.

GagakuБольшими поклонниками гагаку были члены императорской семьи, знать и высшие слои общества. Музыка гагаку звучала на дворцовых церемониях и во время священных ритуалов в храмах. Популярность её несколько снизилась, когда в середине XII века власть перешла от аристократии к военным, но гагаку продолжали исполнять при дворе императора в Киото, древней столице Японии. Впоследствии, до конца XIX века, профессиональные исполнители гагаку пребывали в забвении. Однако после реставрации императорской власти ситуация изменилась. Для возрождения многовековых традиций музыкантов собрали в Токийском дворце императора Мэйдзи, где был создан Музыкальный департамент двора Его Императорского Величества.

Сегодня музыка гагаку снова является неотъемлемой частью национальных праздников и торжеств, её можно услышать и в храмах. Современные исполнители в большинстве своём прямые наследники музыкантов, в чьих семьях традиционные формы этого искусства передавались из поколения в поколение. Обычно в двенадцати- или тринадцатилетнем возрасте мальчики зачисляются в Музыкальный департамент, где на протяжении многих лет они изучают западную и японскую музыку, и, в конце концов, становятся придворными профессиональными музыкантами.

Основа каждого музыкального произведения гагаку – мелодия, которая исполняется одновременно несколькими музыкальными инструментами (включая ударные). Она служит центром эстетического сосредоточения исполнителей и слушателей. Играя по памяти (музыку запоминают чаще всего на слух), музыканты в ансамбле множества сливающихся в унисон голосов создают особый ритм: он кажется свободно текущим, но при этом ритмическая структура организована весьма четко.

Обычно произведения гагаку трёхчастные. Начинаются они с прелюдии; её темп поначалу выражен неясно, но затем он постепенно становится более стабильным, а ближе к концу ускоряется и достигает кульминации. Важнейший аспект музыки гагаку — торжественность: в свободно льющейся продолжительной мелодии проявляются невозмутимость и спокойствие души. Исполнение такого рода музыки основано, прежде всего, на мастерстве музыкантов, которое достигается долгой практикой, а также на нерушимости традиций.

Остановимся на инструментах, которые используются не только в гагаку, но и в других видах музыки, о которых речь пойдет ниже. Основную роль играют духовые. Все они изготовлены из бамбука. Самым главным в ансамбле является инструмент хитирики, прототип гобоя с двойной тростью, его звук довольно резкий и пронзительный. Рютэки — поперечная бамбуковая флейта с семью отверстиями. Она обладает более широкими возможностями, нежели хитирики, поэтому используется для варьирования мелодии и ритма основной темы. Есть еще комабуэ — корейская бамбуковая поперечная флейта с шестью отверстиями, похожая на рютэки, но несколько меньшего диаметра и длины. Обычно на ней исполняют гагаку корейского происхождения. Следует упомянуть и экзотический сё — маленький губной органчик из семнадцати бамбуковых трубок, функция которого — поддерживать основную тональность.

Присутствуют в ансамбле и струнные щипковые инструменты: бива — подобие лютни с четырьмя струнами, на которой играют с помощью плектра, и кото — похожий на цитру длинный инструмент с тринадцатью струнами. Оба они применяются для исполнения коротких повторяющихся мотивов.

Особое место в ансамбле гагаку отведено ударным: они подчёркивают сильные и слабые доли в каждой фразе мелодии, стабилизируют ритм. Тайко, большой висящий барабан, делает основные акценты, а какко — маленький, скреплённый обручами горизонтальный барабан цилиндрической формы и сёко — бронзовый гонг с быстро затухающим звуком — заполняют ритмический рисунок. На какко обычно играет лидер ансамбля: он направляет смены темпа, а также указывает на завершение композиции.