GORILLAZ – Gorillaz

Кто такие Gorillaz? 2D, Murdoc, Russel и Noodie. Навряд ли эти имена вам что-то говорят. Не удивительно. Gorillaz — это анимационный, проще говоря, мультяшный и исключительно студийный проект. По ту сторону пульта оказались Дэймон Албарн из Blur, Del The Funkee Homosapien, Tom Tom Club и Ibrahim Ferrer. Руководил процессом Дэн Накамкура (именитый хип-хоповый продюсер, известный как Dan The Automator).

Удивлены? Заинтригованы? Поверьте, это далеко не все эмоции, которые вызовет у вас их совместная пластинка. Громко будет сказано, но это чистый восторг. Четверым музыкантам с помощью приглашенных вокалистов (Мино Хатори и Тина Веймаут) удалось на сломе веков изобрести совершенно новый стиль в современной музыке. Скрестив американскую и английскую культуры, они получили нечто, что можно назвать британо-американским ретро-кантри, с элементами фолка и всевозможными стилизациями. Gorillaz — это совершенно новое звучание, манера исполнения и подачи. Конечно, что-то оно напоминает. Бэка (Re Hash), Morphine (Double Bass) и даже Primal Scream (M1 A1). Но кто сказал, что это плохо?

Альбом, в первую очередь, стоит рассматривать как пародию. Пародию на всё, что случилось в музыке за последние сто лет. Иными словами, её история, рассказанная с ухмылкой. Особенно это чувствуется на Clint Eastwood, Rock The House и Latin Simone. Ребята, говорят они нам, отдыхайте. Единственное, что может как-то подпортить общее впечатление от этой пластинки, — её идеальность. Ближе к финалу перестаешь восторгаться и начинаешь уставать. Но всё равно, такие альбомы появляются раз в десять лет. Недаром Gorillaz называют «супергруппой 21-го века».

Стилистика и эстетика «13» продолжается. Это, конечно, не Blur, но, поскольку в Blur многое решает Дэймон Албарн (Damon Albarn), сравнение этих двух проектов вполне уместно.

Тягучий пряный соус из композиций в медленном, максимум — среднем, темпе. Исключение — панк-номер «Punk», но и он звучит настолько глухо и грязно (занимая, кстати, всего девяносто секунд), что на общую динамику практически не влияет, и альбом продолжает «раскачивать» дальше.

Некоторые моменты записи озадачат тех, кто стремится разделить музыку на стили. Композиция «19-2000», например, очень близка к хорошо «слепленному» поп-хиту, но не более того, поскольку она ни в коем случае — и дело не только в подаче — хитом не является. «Sound Check» — трип-хоп; в «Rock The House» рэп читается под фанк и духовые; «Latin Simone» — латиноамериканщина какая-то кабацкая; «M1 А1» может напомнить прошлое Blur, когда брит-поп легко сочетался с пост-панком, но ведь есть ещё заключительный скрытый трек, возвращающий к тому, с чего начинался альбом. На отметке 6:13 «Clint Eastwood» звучит снова, но уже в рэггей-версии с заметно ускоренным темпом. Gorillaz не были бы Gorillaz, если бы не использовали этот прием.

А есть ли вообще Blur сегодня? Ещё пять лет назад невозможно было представить, что хип-хоп (даже не соул-музыка) станет настолько массовым направлением, что вслед за всем миром (и в том числе Францией, где «чёрная» музыка особенно в моде последние несколько лет), гордящиеся своей аутентичностью британцы попадут под его влияние. И только избранная Gorillaz шутливая форма сдерживает естественное желание делать соответствующие выводы. Все-таки трудно представить вычурного Джарвиса Коккера (Jarvis Cocker, Pulp) читающим рэп или даже просто двигающимся в хип-хоп ритме. Ну, а Албарн, как выяснилось несколько месяцев назад, всеяден.

Тем не менее, полным откровением стало заигрывание с хип-хопом в первом же сингле «Clint Eastwood», клип на который покорил MTV не только Европы, но и Америки, и даже России. Такая популярность ничуть не противоречит некоммерческой сути проекта. Не то, чтобы Албарн и компания не хотели заработать на Gorillaz денег, они, вероятно, об этом не думали и цели такой не ставили. Цель, скорее, — похулиганить вдоволь, в том числе и с теми стилями, которые ранее воспринимались не иначе как прямо противоположные эстетике Blur. Граффити, элементы японской школы анимации, хип-хоп — такого от лидера ведущего брит-поп коллектива трудно было ожидать. Но ставка, вероятно, и делалась на абсолютную непредсказуемость. Кроме того, сегодня и сам брит-поп — уже история, по крайней мере, Blur с ним распрощались.

Музыку Gorillaz без опаски можно назвать антикоммерческой; ни один из участников проекта ни на секунду не задумывался о том, как альбом будет продаваться. Однако нельзя забывать, что музыканты очень и очень заботятся о своих потенциальных слушателях. Одно другому отнюдь не мешает. Здесь к Вашим услугам не только музыка, но и массивное мультимедийное пространство. В буклете минимум информации, но именно он научит Вас пользоваться всеми возможными информационными пространствами Gorillaz (2D / Murdoc / Russet/ Noodle). Ну, а теперь — приятного путешествия.

- Art Electronics, #2, 2001