Paul GIGER – Schattenwelt

Paul GIGER - SchattenweltСцены “Лабиринта” развиваются как исконные творения скрипичной поэзии, которые вознеслись над средневековыми заклинаниями Шартрского собора. Природа, с её самыми элементарными шумами-знаками, была введена в участие посредством мобилизации инструментальной техники, а к внутренним темам лабиринта привели ассоциации, связанные с критско-микенской цивилизацией.

Сказать, что скрипка для Гигера это — целый оркестр, это ещё слишком мало: она – среда для формирования целого мира. Волшебная традиционная скрипка с её благородными коннотациями, мелодичностью и паганиниевской бравурностью, так же отвергаются Гигером, как и основной пункт традиционной культуры её звучания вообще. Словарный запас скрипки был безгранично расширен Гигером.

Однако от узурпаторского духа модерна Гигер находится на значительном отдалении. Простое, Элементарное, Гармоничное, Натуральное звучание, Обертоны — всё это Гигером допускается на своём месте, но не как абсолютизированный Порядок, а скорее как хрупкая опора в борьбе (или в свободном сосуществовании) с Силами Хаоса, которая принимает как игровой так и катастрофический характер. Поэтому Гигер не цепляется судорожно за Традиционное в своём искусстве. Он для этого слишком кочевник и бездомный бродяга (“Играющий на скрипке отшельник” — как изобразил Bocklin). В его инструменте соединены, так сказать, все типы скрипок, которые известны человеческой культуре (и которые обладают своими специфическими тембрами).

Когда приходится описывать скрипку Гигера по воздействию звуковыражения, то представляешь её себе как гигантский инструмент, в десять раз больше контрабаса. И, при всём при том, это лишь нормальная скрипка, и она производит все эти звуки и шумы, когда Скрипач прикасается к ней смычком. Правая рука ведёт смычок со скрупулёзной аккуратностью, присущей истинному художнику.

Каждый удар смычка — созидательный формообразующий жест. Наше ухо воспринимает точно и ощущает, как волоски смычка делают надписи на теле скрипки. Но, однако, левая рука, которая держит гриф и регулирует длину струн, должна действовать не менее точно. Она создаёт объём, в котором должен разместиться звук. Без её препарирующей, руководящей функции, правая уйдёт в пустоту, затеряется в хаосе шумов, и прекрасный танец Звезды и Тени погрузится в бездну. Но отдельные эскапады туда Пауль Гигер себе отнюдь не запрещает. Но жить там он не хочет.

Hans-Klaus Jungheinrich (перевод с немецкого)