Derek BAILEY – Mirakle

Под словом «миракль» может пониматься жанр народного театра, что-то вроде мистерии. И просто — «чудо». Оформление может относиться и к тому, и к другому: это — книжные гравюры, изображающие разную эзотерику, — месмерические опыты, карты таро и т.п. Отрывисто-односложные названия отдельных номеров звучат так, как будто вы находитесь на сеансе спиритизма, к тому же четыре из них — фактически синонимы слова «момент» (Moment / This Time / Present / Now). Может быть, эти ассоциации были порождены хроматическим ходом вниз на терцию у бас-гитары, часто иллюстрирующим моменты опасности в авангардном кино типа «хоррор»? Ни для кого, однако, не секрет, что названия в такой музыке, как правило, рождаются постфактум.

Но диск Mirakle, выпущенный фирмой знаменитого авангардиста Джона Зорна — Tzadik, и в самом деле чудо в любом смысле слова. Отпраздновавший в прошлом году своё семидесятилетие, британский теоретик и практик новой импровизационной музыки Дерек Бэйли встречается с двумя афроамериканцами — бас-гитаристом Tacuma и ударником Calvin Weston. Оба — вдвое младше Бэйли. И в своё время играли в группе Prime-Time Орнетта Коулмэна — тоже ветерана авангарда, но совсем другого – не «свободной импровизации», а чётко разработанной системы «гармолодики». В то же время Бэйли играл и drum’n'bass, Такума и Вестон — чёрный авант-фанк.

В общем, «чудо» было хорошо подготовлено. Как и всякая профессиональная импровизация, даже самая джазовая и самая свободная. [Ну, не всякая, не увлекайтесь, господа. (>S<)]