Keith JARRETT – Facing You

Keith JARRETT - Facing YouНа этом альбоме Кит Джаррет первым среди джазовых пианистов (и, кстати, первым среди пианистов вообще – в истории звукозаписи) продемонстрировал свободную импровизацию. Но здесь свободная импровизация не стала синонимом неслушабельной или атональной. Напротив, насколько свободно и без какого-либо предварительного плана скользят по клавишам руки Кита Джаррета, настолько же свободно расцветают уши слушателя.

То, что делал Кит Джарретт на Facing You, впоследствии стало его фирменным стилем. Альбомы «Бремен Лозанна» или знаменитый «Кёльнский концерт» – то же самое. Они впечатляют гораздо больше, но Facing You был всё-таки первым. Да и композиции на нём не превышают 5-6 минут, в отличие от последующих 40-минутных интра-музыкальных путешествий.

До Джаррета многие пианисты записывали сольные альбомы «один на один с фортепиано и со слушателем», без поддержки ритм-секции. Хотя и не слишком любили это делать. Но даже такой новатор, как Билл Эванс, играл свои импровизации, оставаясь в определённых рамках – по крайней мере, оглядываясь на би-боп и традиционную джазовую импровизацию. Что уж говорить об Арте Тейтуме, Оскаре Питерсоне, Дэйве Брубеке и многих других… До Джаррета многие музыканты пытались «свободно импровизировать». Лучше всего это выходило у Джона Колтрейна, однако его мастер-классы фри-джаза Meditations или Love Supreme способен выдержать только очень стойкий слушатель. Вопреки (а, быть может, именно благодаря) этому качеству, о Колтрейне по сей день говорят как об одном из главных новаторов джаза и одном из самых духовно глубоких музыкантов. Facing You сразу же после выхода завоевал огромную популярность, что заставило некоторых критиков заклеймить Джаррета «кумиром образованных домохозяек». Но даже очень предвзято настроенному человеку очевидно, что талант Кита Джаррета значительно выше и глубже, чем любые подобные ярлыки. Собственно, этот талант и не нуждается в оправданиях – музыка сама говорит за себя.

Свободная импровизация Кита Джаррета оказалась первой, не имеющей какого-либо направления или джазовой основы (пожалуй, единственное, что на этой пластинке осталось от джаза – это сама импровизация, свободный стиль игры). Facing You великолепным образом напомнил, что импровизация – не есть нечто, уходящее корнями в джаз или в негритянскую музыку. Вся европейская классическая традиция была пронизана импровизацией – Моцарт был великим импровизатором, а слава самого И. С. Баха при жизни в первую очередь основывалась на живой игре (читай – импровизации на заданную тему) на органе. Впрочем, несмотря на всё своё значение для истории джаза, этот альбом (равно как и сам Кит Джаррет) не стал примером для подражания, хотя бы потому что для подражания такой музыке нужно самому быть великим музыкантом. Но истинный смысл Facing You, безусловно, близок и понятен очень многим молодым джазменам – больше прислушиваться к тому, что у тебя внутри. И пытаться выразить это по-своему.

- Play