Russell MILLS – Strange Familiar

Russell MILLS - Strange FamiliarЭто не пластинка, это праздник какой-то. Глядя на лист контрибьюторов, хочется пуститься в пляс: Кевин Шилдс, уже 9 лет выпускающий новый альбом «My Bloody Valentine»; Робин Гетри, загнавший за Можай Cocteau Twins; Роджер Ино и даже Брайан Ино; Майкл Брук и Дэвид Сильвиэн – некогда Japan; Эдж… Что же могло собрать всех этих пионеров, пенсионеров, первооткрывателей, короче, цвет английского авангарда? Некто Расселл Миллс, сам по себе личность замечательная. Начинал он как актуальный художник и скульптор, в числе его работ — конверты пластинок Nine Inch Nails и самого Майлза Дэйвиса, а также обложки книг Сэмюэля Беккета и Милана Кундеры. Известен он еще с 80-х, а с 96 года занялся музыкой, причём уже успел записаться с Питером Гэбриэлом и Терстоном Муром из Sonic Youth.

В принципе, диск с подобными credits слушать надо вне зависимости от каких-то там рецензий, но всё-таки пару слов хочется сказать о музыке. Подогнать под определенный стиль её не удастся (это было целью создателей, очевидно), там есть и эмбиент, и гитарная психоделика, и довольно жёсткий индастриал. Что же действительно странно, так это то, что все упомянутые граждане (ну, кроме Шилдса) никогда не слышали шотландскую группу Mogwai, а особенно альбом ремиксов на их песни «Kickin’ a Dead Pig». Иначе проект не подавался бы с такой помпой — Mogwai выпускали нечто в этом духе еще году в 1997-м, особенно это касается работы со струнными и гитарой. Тем не менее, пластинка интересная в высшей степени, в таком жанре мало кто сейчас работает.

Обычная проблема экспериментаторов – вымученность их творений. Миллсу удалось избежать этой ловушки, и диск слушается на одном дыхании, которое порой становится коротким и поверхностным – под некоторые из песен немудрено впасть в транс. Ряд композиций при деликатном ремикшировании потянет на дискотечные хиты, хотя танцевальность целью авторов отнюдь не была. Прекрасен «атмосферный» вокал Сильвиэна на «How Safe Is Deep?»; «Stone’s Eggs» с участием Эджа из U2 здорово напоминает Passengers; в духе позднего Скотта Уокера выдержан первый трек «Red Scatter»… Что особенно важно, за всеми громкими именами и аналогиями проглядывает индивидуальность Миллса. Побольше бы таких дисков.

- Салон AV

“Диск Strange Familiar схож с более поздним альбомом Pearl+Umbra. Это не оговорка: Strange Familiar является переизданием их первого альбома Undark. Разница заключается в том, что в далёком 1996 году Миллз, будучи профессиональным художником-дизайнером, только начинал осваивать музыкальную ниву. Соответственно и первая версия имела более «визуальный» и, если угодно, традиционный характер. За это время Миллз ещё дальше углубился в мир эксперимента.”

– Легионер