AFRO CELT SOUND SYSTEM – Volume 2: «Release»

AFRO CELT SOUND SYSTEM - Volume 2: "Release"Представьте себе, что вы слушаете записи обрядовых песнопений какого-то древнего, почти первобытного племени – скажем, индейцев, и вдруг в одной из песен вы, русский человек, слышите мелодию «Полюшко-Поле», в другой – «Ой мороз, мороз». И все это спето на каком-нибудь языке «сиу» под бубен из бизоньей кожи. И всё – как полагается. Фантастика? А вот с английским музыкантом, продюсером и признанным специалистом «world music», Саймоном Эммерсоном, девять лет назад произошла похожая история. Эммерсон прибыл в африканскую страну Сенегал в 1992 году с целью продюсирования альбома местного музыканта по имени Бааба Маал [см. в ‘Africa’]. Во время работы продюсер, с головой погруженный в процесс, не может избавиться от навязчивого дежа вю (или как это называется, когда речь идет о слухе, deja ecoutu?). Записываемый им сенегальский материал англичанин уже опредёленно где-то слышал. «Бааба начал петь традиционную сенегальскую песню, в которой отчётливо слышались интонации древнего «гаэльского плача». От произведения веяло настоящим кельтским ароматом», – говорит он. Совпадение заинтриговало Эммерсона, но времени на культурологические изыскания нет–связанный контрактом со звукозаписывающим лейблом Саймон уезжает в Англию, чтобы закончить сведение этого странного творения. Мучимый сомнениями, он дает послушать записи волынщику Дэйви Спиллейну, который тоже сразу «узнаёт» в доселе неведомых африканских напевах мелодии кельтов. Для проверки тождества ощущений Саймон возвращается на север Сенегала, в родную деревню Маала, и… «Я дал Баабе и его местным коллегам послушать что-то кельтское, с арфой, и они сказали: «Это же наше!».

AFRO CELT SOUND SYSTEM - Volume 2: "Release", фото музыкантовЕщё не до конца уверенный в жизненности своей идеи, Эммерсон решает начать практическое изучение связей африканских и ирландских музык, для чего организовывает группу с «программным» названием Afro Celt Sound System, в которую вошли ирландцы Ирла О’Лионард (выступавший в нашей стране в 1998 году), Джеймс Мак-Нелли (бывший участник The Pogues [см. в ‘Alternative’]) и Ронан Браун, а также африканцы Нфали Куятэ и Мусса Сиссоко. Объединившись, участники проекта стараются сочинять пьесы, в которых гармония, размер и голосоведение были бы характерны и для африканской, и для ирландской традиционной музыки одновременно. Коллектив делает успехи, и прозорливый до гениальности Питер Гэбриэл приглашает группу записываться на свой «Real World» — главный фольклорный лейбл мира.

Идея Саймона, которую он называет «world fusion» (всемирный сплав), казалась настолько неисчерпаемой, что для выхода проекта сразу на несколько иной уровень руководство лейбла привлекло к записи именитых «special guests». Например, Шинейд О’Коннор, не говоря уж о самом «отце народов» Гэбриэле. Самое странное, что ни Саймон, ни остальные участники не сомневались тогда, что их сотрудничество носит разовый характер. Но когда альбом «Volume 1: Sound Magic» вышел, он показал просто отличные для «world music» продажи, а «афро-кельты» получили приглашения выступить чуть ли не на всех фольклорных фестивалях мира. Музыканты вспоминают, что только выступая перед огромными толпами народа на открытом воздухе, они почувствовали, как стали настоящей группой. А до этого были только „концепцией».

Идею привнесения фольклорных мотивов в поп-музыку Эммерсон отвергает самым решительным образом. «Проекты вроде Deep Forest или Sacred Spirit – это бизнес. Они делают с фольклором, что хотят. А это уже проблема даже не творческого, а этического плана: для многих народов исполнение музыки и танцы являются священным ритуалом, с помощью которого вызвают дождь или излечивают болезни. Sacred Spirit же кощунственно делают из культа и ритуала коммерческий танцевальный продукт. Нельзя вообще вторгаться в чужую культуру, приходить и брать. Если ты в культуре, с людьми, то должен бережно относиться к их жизненному укладу, а не пытаться нагреть на нём руки».

Саймон знает, о чём говорит, ведь для него музыка имеет сакральное значение. «Я был в племени бушменов, которому 40 000 лет. Это же первые люди на Земле, они ещё, наверное, с Богом успели пообщаться! (смеется) Хотя сама музыка и есть прямое общение с Создателем, без церквей и конфессий».

- Play