TARENTULE

Tarentule 1977Tarentule сформировался в 1974 г., когда ‘folk revival’ пришёл из США, мимоходом пройдя британские острова, и уже в гораздо большей степени заразил Европу. А здесь его адепты стремились освободиться от англо-саксонских моделей. И в этом устремлении каждый повиновался закону, обязательному для всех видов художественного творчества: реутилизация (повторное использование) всех уже установившихся влияний как в индивидуальном порядке, так и через общую тенденцию реставрации прежней культуры данного общества. Кое-кто считает, что он в силах бороться против этого правила, другие — что это просто очередная забава, ещё другие – и это как раз случай Tarentule – используют это без излишества, пробуя свои силы, стремясь к персональному и прочному результату. Для такого подхода Tarentule располагает достаточным музыкальным опытом, хотя и довольно эклектичным, если вы обратите внимание на состав участников:

  • Bernard Lasbleiz — англо-шотландско-ирландский фолк, бретонские традиции.
  • Alain Rolland — американский фолк, англо-саксонские варианты, блюз, классические этюды на скрипке.
  • Jean-Patrick Helard — рок-н-ролл, англо-саксонский фолк, сближение с различными традициями в репертуарах скрипки.
  • Jose Ponzone — варьете, хоральное пение, Ново-Орлеанский джаз, классические этюды для корнет-а-пистона, конкретная музыка.

Для того, чтобы завершить этот веер, нам ещё следует упомянуть, что музыканты Т. любят всё, и работают с увлечением и компетентностью, исполняя самые разные направления старинной музыки, а также более поздней музыки Центральной Европы и Балкан.

Самый примечательный факт, касающийся Tarentule – это то, что они никогда не принимали участия в «распрях старых и новых». Более того, никому никогда и не приходило в голову впутывать их в эти дела. Объяснить это можно следующим образом: «в своё время» Tarentule не «объединялся в блоки» ни с одной из групп folk francais conventionnel, но и ни с одной из групп folk «evolutif». В сущности:

  1. Т. упрямо остаётся акустическим, но при этом
  2. Имеет место усиление роли инструментов не собственно народных: корнет-а-пистон, виолончель, португальская гитара, и даже вплоть до скрипки альта; при этом всё больше и больше редуцируется роль фолк-инструментов, таких как dulcimer, tin-whistle, flute a bec. Единственный инструмент с двойным язычком, который они используют — courteau, в том числе в регистре тенора.
  3. Концепция арранжировки подталкивает их всё больше и больше в направлении развития темы, к поискам колоритных контрастов, к разрабатыванию «новых пространств» (»plages») и уменьшению доли «сюит» (»suites»), сочинённых чисто механически.

Всё это не должно служить основанием для острой полемики между — с одной стороны — приверженцами виеллы-корнемузы-диатонического аккордеона, и — с другой стороны — этой же самой формации + електро бас и электрогитара, когда музыкальные формы становятся весьма «rocky».

Контрасты (типа bal folk после концертов), которыми эта группа щеголяет перед своими современниками, смягчаются тем, что ко всему прочему, Т. очень конвенционален, и даже при всех его особенностях использования инструментов, в сущности всё остальное остаётся в пределах общей нормы.

Первый диск Т. был выпущен очень маленьким тиражом в 1977г. и может быть поэтому не получил высокой оценки. Они пожертвовали для подготовки этого своего первого LP турами. После этого релиза Т. продолжили свою работу над проектами, которые были уже ранее хорошо (хотя и вчерне) обработаны. Материал следующего диска уже основательно подготовлен, но и тенденции обособления музыкантов Т. выражаются в более решительной манере. И когда в конце 1978г Bernard Lasbleiz заложил основания для для создания группы парижских бретонцев TI JAZ, чтобы выразить то что ему не удавалось в рамках Т., три других члена также отреагировали — и они имеют своё очарование: репертуар богатый и кипучий, из Балкан и Центральной Европы — они создали группу TARAF, которая сфокусировалась очень быстро для первого своего опыта, а позже переходит на репертуар основанный на румынском фолке. Это не простая задача, но она обеспечивает их обильным материалом для проявления как таланта инструменталиста, так и творческого потенциала в целом.

Несколькими годами позже, а затем в течение трёх лет, Jose Ponzone никогда не покидающий Т., участвует и в TI JAZ в качестве трубача, а впоследствии — саксофониста.