Cheng GONGLIANG & Chris HINZE – China Dream

Cheng GONG LIANG & Chris HINZE - China DreamЧэнь Голянь родился в 1940 году в горах Исянь, столице провинции Цзянсу. В 1956 г. начал обучение в музыкальной школе в Шанхае, где овладел искусством игры на разных инструментах. По совету учителя Чжан Зичжана (представителя знаменитой в Китае школы “Гуаньлинь”), мастера традиции Цинь, Чэнь специализируется в искусстве Цинь. 1960: первый экзамен по специальности Цинь. 1965: диплом по народной китайской музыке и композиции. До 1983 г. Чэнь жил и работал в Цзинани, столице провинции Шаньдун. Помимо игры на эру (китайский народный инструмент типа скрипки, но с двумя струнами) в ансамбле пекинской оперы, он также занимался композицией современных опер.

Но он не мог реализовать свой талант в искусстве Цинь: в эпоху культурной революции Цинь находился под запретом, как символ античных времён. В 1984 г. Чэнь получил статус профессора в Школе Искусств в городе Нанкин, где он преподавал традиционную музыку и композицию, а также искусство исполнения Цинь. Теперь, когда традиционная классическая музыка уже не была запрещена, и её мэтры, и те кто интересуется этой музыкальной формой, могли снова «всплыть на поверхность». Тем временем Чэнь даёт множество концертов в Пекине, Шанхае, Нанкине, так же как и в других местах, и он пишет множество статей для музыкальной прессы.

Guqin
В сегодняшнем Китае «Гуцинь» — это название инструмента с семью струнами, который напоминает одновременно цитру и лютню. Постановка пальцев, для которой предназначен его гриф, послужила причиной того, что этот классический китайский инструмент называли также и «ситаром с постановкой пальцев». Guqin в сущности является одним из наиболее древних китайских инструментов. В первом китайском сборнике поэзии – Шицзин – уже упоминается об искусстве игры на Гуцине. Тогда он назывался просто Цинь, а современное название Гуцинь означает «древний Qin».

В гробнице одного из императоров эпохи «Царства Воинов» (V – III вв до н.э.) были найдены два таких инструмента, совершенно целые и полностью соответствующие Цинь. Цинь из династии Тан (618 – 906) практически идентичен современной модели. Гуцинь обладает удлиннёным корпусом, скруглённым с одного бока. Округлая верхняя сторона по отношению к нижней плоской символизирует отношение между небом и землёй китайской космогонии. Основные тональности струн: до-ре-фа-соль-ля-до минор-ре минор. Чтобы сыграть отрывок, написанный в одной тональности, нужно настроить инструмент по-другому. Положения пальцев, которые нужно использовать, не зафиксированы. Тринадцать положений пальцев, указанных на грифе, служат только для ориентации и для глиссандо. Музыкальный диапазон Цинь – бас.

В древние времена использовались шёлковые струны, которые ещё более ограничивали диапазон, чем если бы это были струны из стали или из нейлона, используемые сегодня. Но, справедливости ради, надо сказать, что струны из шёлка придают особое богатство звучанию, особенно при глиссандо. Когда играют на Цинь, звучание так же важно, как и сами тона, он определяет красоту и виртуозность игры. В музыке для Цинь особое очарование доставляет наблюдать за положением пальцев артиста. Манера извлечения звука – позиция кисти и пальцев – определяет постоянно меняющийся характер тона. Вот почему хороший исполнитель на Qin должен обладать экстраординарной техникой, чтобы овладеть его неисчислимыми возможностями.

Характерная манера не может быть выражена композиционными средствами, ибо исполнитель должен быть способен создавать звуковой образ, полный чувства, начиная с разнообразия звучаний каждого тона. Таким образом, ясно, что для искусства игры на Цинь требуются годы и годы совершенствования и неимоверная концентрация.