Bugge WESSELTOFT – Moving

Bugge WESSELTOFT - MovingПроект норвежского клавишника и музыкального дизайнера Баге Вессельтофта (Bugge Wesseltoft) «Новая джазовая концепция» (New Conception Of Jazz) был основан в 1996 году и преследовал как довольно претенциозную, так и, по большому счету, весьма плодотворную цель — перестать делать вид, что на свете не существует таких стилей, как «Ambient», «Drum’n'Bass», «House», не зарывать голову в песок перед фактом их активного влияния на традиционные музыкальные жанры, в том числе и джаз, открыть глаза, и, как говорил герой одного известного фильма, организовать и возглавить давно идущий процесс постмодерного смешения и взаимовлияния самых, казалось бы разнородных, стилей. Будучи музыкальным дизайнером, или, как его называет западная критика, архитектором музыки, Вессельтофт подошел к новомодным кислотным наворотам как ремесленник, прекрасно умеющий общаться со всеми этими «сэмплами».

В своей музыке он виртуозно мастерит звуковой ландшафт, в котором разыгрываются самые невероятные истории. Альбом 1998 года «Sharing» — это целый музыкальный роман, после прослушивания которого очень хочется воскликнуть «Гениально!». Честное слово — для этого есть все основания. Наконец-то отвязные внуки классической германской электронной музыки (вспомним только «Tangerine Dream», «Kraftwerk», да и вообще школу Карла-Хайнца Штокхаузена в целом), вылезли, держась за руку Вессельтофта, из песочницы дискотек и танц-полов, сели за письменный стол и раскрыли серьезный том джазовой традиции, обнаружив с ней очень много родного и общего, прежде всего — в плане свободного импровизирования и самоимитаций. Музыкант и сам признается, что «его завораживает возможность создавать свободные ритмические элементы и метрически манипулировать звуковым пространством».

Но Вессельтофт не просто пишет музыку. При помощи музыкальных средств он создает широкое событийное полотно, близкоев идейном плане французскому экзистен-циализму. С первых же тактов заглавной композиции ((All I Wanted Was To Make You) Feel Good…) слушатель оказывается в некоем ироническом ментальном Зазеркалье, в котором фантастические часы отбивают бесконечный час каких-то вечных суток. Тонкая, мерцающая ткань джаза используется Вессельтофтом для полного растворения всех формальных конструкций, на которые обычно опирается рациональное человеческое мышление. Слово в его руках подвергается изысканной деконструкции и превращается в элемент музыкальной аранжировки. Оно, это слово, сопротивляется, выходя даже на первый план (You Might Say…), но Вессельтофт упрямо и непреклонно редуцирует все формально-логические потуги «слова изреченного» к вольно сменяющимся кадрам непосредственной рефлексии.

При этом самозабвенная джазовая необязательность вспарывается острыми лезвиями электронного ритма (Existence), отчего обычный импровизационный ряд начинает вдруг стремительно мультиплицироваться, отражаясь в самом себе. В итоге слушатель воочию (если можно так сказать по отношению к музыке) убеждается, что голая логика может быть и широка, но чрезвычайно мелководна. Она способна расти только количественно, превращаясь в отчаянный пароходный гудок, в который и уходит весь ее идейный пар. Кульминацией же романа является диалог скрипки и сердца скрипача, которое то замирает, то скачет безудержно, едва не срываясь в пропасть отчаяния, в зависимости от того, в какие интонационные дебри забредает скрипач. Этот дуэт — гениальная находка композитора, избавляющая, в какой-то степени, кислотную музыку от ярлыка развлечений.

К основному альбому в данном издании приложен «бонус-диск» с тремя композициями, самой интересной из которых является завершающая «Tune Inn». Плотный, насыщенный и спокойный звук, линия на примирение и креативное сотрудничество электроники и джазовой импровизации играют роль своего рода эпилога ко всему роману.

Вообще это рецензия на предыдущий диск, Bugge Wesseltoft’s New Conception Of Jazz, «Sharing» (Jazzland Records), 1998. Но этот ничуть не хуже.