Alan STIVELL – Mojenn (Legende)

Alan STIVELL - Mojenn (Legende)Первые ирландские монахи переписали и сохранили часть литературы, которая передавалась изустно во времена античности. Она была гораздо менее известна, чем другая, параллельная по времени литература, такая, как Гомер. Но, конечно, она сильнее волнует наши души. “Книга завоеваний” описывает мифологическую историю происхождения Ирландии. Четыре вторжения предшествовали появлению здесь Гэльских Кельтов. Это последнее и было прибытием людей-“богов”.

Были ли эти существа плодом воображения, или они были памятью прошлого, или — отдалённого будущего, были ли они сверъестественными духами, пришельцами “свыше”, или это — внеземная цивилизация? Возвратятся ли они из другого “Пространства-времени”, чтобы ответить на все эти вопросы? Моя музыка стремится выразить эти вопросы в двусмысленности, которая присутствует в самих текстах, и, как и сами эти тексты, она на них по существу ничего не отвечает. Я не пытаюсь доказать, как это сделал Coarer-Kalondan, что люди-“боги” прилетели с Кассиопеи. Я удовлетворяюсь выбором картин, которые посещают меня в моих грёзах, даю волю воображению и созерцаю со стороны эти бесчисленные баталии, которые составляют большую часть этой литературы.

I. Так было 1000 лет: Tour An Arvor (Башня d’Armor)
II. Eireog Shineidin (Jenny’s chicken reel — шотландский хороводный танец)
III. Imram Brain (Путешествие Bran’а. Мифологическая Ирландская поэма, насчитывающая 1000 лет, христианизированная позже под названием “Путешествие (или плавание) святого Брендана”
IV. Teacht na dTuatha de (Прибытие людей-“богов”).

1). Tuatha de Danann (Люди-“божества” из Danu). Писали, что они прибыли из тёмных туч (облаков), которые прятали солнце в течение трёх дней. Они могли вызывать магические дожди, победили Балора, Фолуарского титана, испускавшего сжигающий луч. Различные сущности- “боги” подчинялись “Богине-матери” (Dana, Anu, Anna…), обладали удивительным даром хирургов, протезистов, врачей, кузнецов, арфистов, воителей, друидесс; говорят, что они пришли с неба.
2). Dagda & Morrigan. Люди-“боги” провели шесть лет в подготовке своего оружия для второй битвы Magh Tuireadh. Добрый бог Дагда, король-друид имел “bandail” рандеву с женщиной во время Samain (La Toussaint); он нашёл эту женщину при купании в реке Connacht; у неё было девять кос на голове. В последствии они заключили союз. Она сказала, что её зовут Морриган. Морриган — жрица-друидесса и воительница. Из любви к нему она поклялась убить короля Фомуаров, Индеша, и принести Дагде “почки” убитого короля.
3). Eriu. В поэме “Gile na Gile”, Aogan O Rathaille встретил на своём пути великолепие всех великолепий. Её глаза были светлые как хрусталь, а длинные волосы при её движении сметали росу с травы. Эриу — одно из олицетворений (персонификаций) Ирландии. Поэт приближается, но она убегает в “сидх” — магическое место: bruidhean Luachair; он её преследует в густом тумане по болотам и степям и оказывается внезапно перед странным дворцом, созданным друидической магией.
4). Dans le tertre: “Sa charn”. Дворец из хрусталя “an lios gloine”. Крыша его из белой бронзы. Окна из целых (без рам) стёкол, кровати из серебра. Он пил вино, она обнажила свою грудь, и они занимались любовью. Ему казалось, что он провёл там одну ночь, однако на самом деле миновал целый год.
5). Aisling Aengusa. (Песнь Ангуса). Ангус, сын Дагды однажды вечером увидел в сновидении восхитительную деву. Она снилась ему несколько ночей подряд. Он так разволновался, что стал чахнуть от любви. В течение года никто не мог найти ему никакого средства, пока не прибыл друид врач Финген. Он разгадал причину болезни и тотчас отправился искать деву, которая зачаровала Ангуса, — Caer Ibormeith. Её отец отказался её отдать. Ангус отправился сам на её поиски. Это было в праздник Samain (1 ноября, начало Кельтского нового года). Он нашёл её превращённой в лебедя. Сто пятьдесят лебедей было в этом озере. И между каждой парой лебедей позвякивали звенья золотых цепей. Ангус добился согласия Каэр чтобы она стала его подругой; она согласилась. Тогда он превратился в лебедя и они улетели, а за ними и все остальные лебеди.
6). Comflaithius (Cоглашение). Некоторые Гаэльцы хотели пройти весь мир “на острие меча”, но ветер опрокинул их судно. Разделение Ирландии между Tuatha и потомками Mil или Гаэльцами совершилось мирно. Гаэльцы обитали на земле, а люди- “боги” — под землёй. Эти последние рассеялись тогда в различные сидхи Ирландии, как это излагается в сказании “Питание дома из двух кубков”. Этот союз назывался “comflaithius” (“раздельное правление”). Хотя этот сидх был расположен в местах известных, но говорят, что совокупность сидхов составляет часть Tir Tairngire, земли обетованной. В современных терминах — сидхи являются шлюзами в другие пространства-времена.
7). “Dar noi tonna” ou Taobh thall de naoi dtonn. (По ту сторону девяти волн).