Mikhail ALPERIN – Prayer

Михаил Альперин - МолитваК концу первого столетия своего бурного существования джаз все больше и больше становился отражением мировой музыки в целом. После 1980 г. вклад Советского Союза в этот процесс стал очевидным. Среди наиболее ярких творческих личностей, выдвинувшихся на первый план этого обширнейшего культурного пласта, пианист Михаил Альперин и валторнист Аркадий Шилклопер, заявившие в последнее время о себе как о блистательных, необыкновенно перспективных музыкантах.
Их поэтическое и музыкальное действо довольно быстро привлекло внимание продюсера фирмы ЕСМ Манфреда Эйхера, включившего дуэт в высшие круги своей элитной фирмы грамзаписи. В 1990 г. ЕСМ выпустила диск Альперина и Шилклопера “Wave Of Sorrow”.

В музыкальном содружестве Альперина и Шилклопера происходит особый, в высшей степени напряженный энергетический обмен музыкальными идеями и лирическими чувствами. Когда исполнители установили творческий контакт, они значительно расширили свои горизонты. Стремясь вырваться из тупика самодовольной интимности, они, к счастью, решили опереться на собственный вкус и этнические музыкальные корни.

Михаил Альперин, родившийся в Бессарабии, с самого раннего детства знаком с богатыми фольклорными традициями, преимущественно румынскими (что сделало его первый сольный альбом таким близким моему слуху!). Сейчас, как вы заметите, слушая «Молитву», Альперин и Шилклопер углубились в своих музыкальных поисках дальше на Восток. Они не только пригласили в свой дуэт оригинального русского народного певца Сергея Старостина, но и смогли также непостижимым образом объединить две культуры: монгольскую, с ее буддистскими корнями, представленную хором Кызыла, столицы Тувы, и русскую фольклорную хоровую традицию.

Результат – потрясающий: нас, с нашими европейскими джазовыми привычками, мгновенно переносят в далекие для нас времена и пространства. Мышление Альперина-композитора сталкивает джаз со средневековьем. И не только благодаря придворно-учтивой атмосфере, создаваемой слиянием звуков валторны и фортепиано, но и благодаря постоянным ссылкам на музыкальный эпос предков, превращенный в звонкие, жизнерадостные мантры.

В проектах Альперина и Шилклопера также всегда присутствует веселая ироничность, свойственная русскому авангардному джазу. Но эта веселость не является самоцелью. Творчеству этих двух музыкантов свойственны все новаторские тенденции современного джаза, которые, как бесконечно расширяющееся зеркало, отражают все новые и новые стороны реальности. Этим они вносят вклад в то, чтобы в наше время прогрессирующей дегуманизации, идея джаза, как важнейшей формы человеческого искусства, была сохранена.

Вирджил Михаю, «Джазовый критик», Бухарест, 1992