Критерии оценки музыканта

Существуют критерии для оценки инструменталиста, как музыканта. Но оценка его импровизации – это нечто иное. Для того, чтобы импровизировать, ему нужно быть в определённом состоянии. И, точно так же, post factum оценивается (и самим музыкантом, в том числе) импровизация по состоянию, которое она порождает при прослушивании.

Есть такая мотивация, как повторение известного состояния: когда человек хочет послушать какую-то определённую (не-импровизационную) музыку, или когда он хочет выпить водки, или получить ещё какие-то уже знакомые ему удовольствия или переживания. Но импровизатор творит неведомые состояния и для себя самого и для нас. Это нельзя сравнить с остросюжетным кино: оно сделано на потребу, и мы всегда ощущаем это. Когда импровизатор сам отправляется в неведомое и мы идём вслед за ним – это другое переживание. Это, скорее, как если бы мы сами отправились в приключение, полное непредвиденных событий. Это развлечение для пассионариев или, если хотите, маргиналов. Такого сорта люди – своего рода мутагенный фактор для социокультурной системы. Но не это интересно.

Можно считать, что и экосистема и социокультурная система вместе являются лишь средой для возникновения артефакта свободной импровизации. Именно такая точка зрения освобождает от последних обязательств и будет точно соответствовать Духу Свободы новой эстетики.