Эволюция vs. импровизация. Часть I

Импровизация

Василий Кандинский. Импровизация 1

История импровизационно-авангардной музыки показывает, что творческая личность, пройдя через этап обучения, должна затем отказаться от знания. Представьте, что объекты и события мира, пройдя через познающий разум учёного, превращаются в мир новых объектов – мир описаний, формул, правил и законов.

Но это уже псевдо-вселенная. А для учёных это вполне питательная и самодостаточная среда. Обращаясь же к живой реальной вселенной через призму своих систематизаций, они едва ли вообще её видят – перед ними шевелится лишь стихия их собственных описаний.

Реальная энергетика и реальное бытие возможны только в реальной вселенной – тезис пафосный, но как в эту реальность заглянуть? Отказ от знания, о котором упоминалось, не стоит понимать, как тупое отрицание – когда знание исчезнет, на его месте должно появиться богатство мотивов и инструментов для взаимоотношений с реальностью. Мотивы – тонкие и лёгкие, а инструменты – это интуитивные операторы, которые, в отличие от привычек и навыков, обладают чисто импровизационной основой.

Художник-импровизатор, который создаёт цветовые композиции-дизайны или музыкант-импровизатор – они творят эстетические миры, где нет примитивных настроений, столь угодных обывателю: сделайте мне красиво, сделайте мне грустно, страшно и т.д.

Теперь нам придётся отобрать понятия «эстетика» и «искусство» у тех, кто хотел бы наполнить их только красотой и гармонией. Зачем отнимать, почему не придумать другие слова? – Пока мы живём на этой планете и в этой социокультурной среде, будем пользоваться их ресурсами. И интерпретировать.

Понятия – это живые вещи, которые существуют вместе с нами и для нас, когда мы в них нуждаемся. Сам импровизатор ни в чём таком не нуждается. Важнейшим ресурсом для него является стимул для творчества. То, что мы называем «эстетическим», для него лишь вопрос состояния. Само достижение нужного состояния уже является стимулом. Но мы к этому ещё вернёмся.