Susana Baca не училась музыке

«Я не училась музыке, она уже была частью моего мира ещё до моего рождения», – рассказывает Сусана Бака.

С самого раннего детства отец учил её петь и аккомпанировать на гитаре, а мать обучала её первым танцевальным па: swing, danzon, marinera, zamacueca, tango. Афро-перуанские ритмы и музыка были частью её повседневной жизни.

Susana Baca

Susana Baca

«Ещё будучи совсем маленькой, я ощущала свою принадлежность к тесному кругу лиц, чьи мечты и радости выражались через ритм.» Она и вырастала среди празднеств в народных кварталах Лимы. В этих кварталах культурное наследие рассматривается как семейная принадлежность, и оно хранится в памяти Сусаны Бака и становится лейтмотивом её работы.

«Однажды я ощутила, что мне недостаёт земли и традиции, и что я должна возродить народные аспекты нашей музыки.» И она начала собирать музыкальные материалы среди старых жителей чёрных кварталов и деревень.

«Я предложила возобновить связи с нашим прошлым и объединить культурное богатство наших предков: быть чёрным в Америке – не простое дело!» Через свой голос – нежный, глубокий и вибрирующий она передаёт радость, печаль и всю историю культуры африканцев, привезённых в качестве рабов в Перу с начала XVI века.

«Петь – это обнажать себя, ты как бы отваживаешься показать свою душу; позволяешь чтобы только время возвращало тебя в реальность. Песня – это всё!» Самоучка, Сусана Бака никогда не брала уроков музыки.

Она вдохновлялась композициями кубинских музыкантов – таких как Игнасио Вилья, «Bola de Nieve»; голосом «несовершенным, но волшебным» Луиса Армстронга; поэзией Пако Ибаньеса и песнями Билли Холидей, Эдит Пиаф и Марии Каллас. Но самыми важными для неё остаются удовольствия семейных праздников. «Для меня моими высшими учителями остаются мой отец, котрый играет на гитаре, мои тётки и женщины из нашего квартала, которые танцуют и поют при приготовлении блюд афро-перуанской кухни.»

Репертуар Сусаны Бака основан одновременно и на песнях традиционных и современных. Главное в них – связь с танцевальными ритмами, например, такими как festejo, lando, golpe o tierra, cumanana. Современные песни сочиняются наподобие вальса, marinera или zamacueca. Эти песни являются продолжением культурного наследия тех 500 лет чёрного присутствия на этом континенте, как это объясняет американский этно-музыковед William Tomkins: «Процесс афро-перуанской музыки идёт от радикальной дифференциации форм, ритмов и содержания, внесённых в интеркоммуникацию новыми рабами. Это и стало афро-перуанской музыкой, принадлежащей общему народному достоянию индейцев, чёрных, креолов и метисов.»

Для Сусаны Бака, этого чёрного ангела афро-перуанской песни, петь – это не просто искусство, но также и долг: «Я люблю отдавать в моём пении то, что я получила из вечного пения других».

– Мина Рад