Похороны романтизма

Сборник «Детский уголок» Клода Дебюсси (1908) состоит из шести пьес, резко отличающихся по содержанию и фактуре от импрессионистских звуковых поэм. Простота, яркие жанровые черты, стремление к ритмической и интонационной ясности говорят не только о новой тематике, но и о новой стилистике.

Первая пьеса – «Доктор Gradus ad Parnassum» (C-dur) выдержана в строгой этюдной фактуре и как бы изображает в ироническом преломлении тернии начального обучения игре на фортепиано. Композитор, начав с традиционных секвенций на белых клавишах, мастерски внедряет отдельные чуждые ладу интонации, вводит замедленный средний эпизод в Des-dur, пародирующий рассеянность ученика. Пьеса проникнута забавным педантизмом.

«Колыбельная слона» (B-dur) – нарочито скромная по фактуре пьеса с «нежной и несколько неуклюжей» пентатонической мелодией в крайнем басовом регистре. В дальнейшем та же мелодия звучит и в среднем регистре. Но характерной областью выразительности все же остается нижний регистр (шаги слона, своеобразные интонации нижнего голоса). Значительную роль в изложении играет звучание больших секунд

«Серенада кукле» (E-dur) – с ее прыгающей, построенной на широких интервалах мелодией, каждый звук которой предваряется форшлагом нижней кварты, с ее легким и грациозным, как бы гитарным сопровождением, с неожиданным разнообразием эпизодов, при единстве острой фактуры – заключает в себе нечто своеобразно игрушечное и одновременно ироническое, внезапные динамические контрасты, резкие смены плавного и отрывистого изложений, игру двух планов.

Четвертая пьеса сборника – «Снег танцует» (d-moll)- полна тихой грусти. Ее однообразный фигурационный рисунок, служит поэтическим звуковым фоном для отдельных, возникающих тут и там, выразительных интонаций, временами складывающихся в длинную мелодию.

Поэзия пьесы «Маленький пастух» (A-dur) – иного рода. Ее господствующий элемент – нежная, певучая мелодия свирели в умеренном свободном движении. Разнообразная ритмика, необычные звукоряды и свежие гармонии составляют главные выразительные средства этой трогательной музыки. С ее отзвуком мы встретимся в третьей картине балета «Ящик с игрушками».

Заключительная пьеса – «Кукольный кэк-уок». Четкая ритмика с ее типичными синкопами, острые секундовые звучания и резкая без полутеней динамика – все это представляет обобщение новой танцевальной музыки, пришедшей в те годы на смену романтически чувственному, полному «поэзии полутонов» вальсу. Ирония сквозит не только в самом характере музыки, но и в сознательной пародии на тему вступления к «Тристану» Вагнера. Так Дебюсси хоронит музыкальный романтизм.