Камерная музыка Японии

Ансамюль камерной японской музыки

Ансамбль камерной японской музыки

С XVI века в Японии ведущие позиции завоёвывает музыка для сольных инструментов, таких как сякухати, сямисэн и кото. Примитивная флейта претерпела модификацию, усовершенствовалась и превратилась в сякухати. Сямисэн — трёхструнный инструмент, напоминающий гитару или балалайку,— приобрёл современный вид, а старинный кото стал более звучным.

До этого времени сякухати использовался лишь для сопровождения медитации, необходимой в практике дзен, и потому являлся излюбленным инструментом странствующих буддийских монахов. Но постепенно музыка приобретала всё более светский характер, в моду вошло домашнее музицирование и услаждающее слух умение играть на кото или сямисэне стало обязательным для девушек высшего сословия.
Постепенно сложились две формы камерной музыки: в одном случае она оставалась полностью инструментальной, в другом сопровождала вокальные партии. Инструментальная форма обычно состояла из заданной темы и вариаций. От музыканта требовался высокий профессиональный уровень, так как внимание было сосредоточено исключительно на самой технике игры. Но даже когда сямисэн аккомпанировал певцу, в произведении всегда присутствовала независимая инструментальная часть, требующая виртуозного исполнительского мастерства. В дальнейшем сякухати, кото и сямисэн образовали трио для исполнения инструментальных камерных произведений.

С XVI века в Японии ведущие позиции завоёвывает музыка для сольных инструментов, таких как сякухати, сямисэн и кото. Примитивная флейта претерпела модификацию, усовершенствовалась и превратилась в сякухати. Сямисэн — трёхструнный инструмент, напоминающий гитару или балалайку,— приобрёл современный вид, а старинный кото стал более звучным.

До этого времени сякухати использовался лишь для сопровождения медитации, необходимой в практике дзен, и потому являлся излюбленным инструментом странствующих буддийских монахов. Но постепенно музыка приобретала всё более светский характер, в моду вошло домашнее музицирование и услаждающее слух умение играть на кото или сямисэне стало обязательным для девушек высшего сословия.

Постепенно сложились две формы камерной музыки: в одном случае она оставалась полностью инструментальной, в другом сопровождала вокальные партии. Инструментальная форма обычно состояла из заданной темы и вариаций. От музыканта требовался высокий профессиональный уровень, так как внимание было сосредоточено исключительно на самой технике игры. Но даже когда сямисэн аккомпанировал певцу, в произведении всегда присутствовала независимая инструментальная часть, требующая виртуозного исполнительского мастерства. В дальнейшем сякухати, кото и сямисэн образовали трио для исполнения инструментальных камерных произведений.