Движение растаманов

Leonard Howell Leonard Howell

Основателем движения растаманов можно считать Леонарда Персиваля Хоуэлла, родившегося в 1898 году. Служа в военно-морском флоте США, он побывал во многих странах, в частности африканских. В 1924 году Хоуэлл обосновался в Нью-Йорке, где имел репутацию колдуна-целителя. Вернувшись на Ямайку в начале тридцатых, он установил связи с местной индуистской общиной — ашрамом — и взял себе в помощники индуса по имени Лалу. В 1940 году Хоуэлл основал свою общину Пиннакль недалеко от Спаниш-Тауна. Именно там были заложены основы практики растаманов, которая во многом была сходна с правилами, принятыми в ашрамах.

[...] Ещё одним мощным «орудием» культа растафари стала конопля. Марихуану знали на Ямайке давно, её распространению способствовали индийцы. Плантаторы целыми кораблями завозили «траву богини Кали» для работников-индусов, которые воскуривали марихуану в ритуальных целях — в честь могущественной богини и чтобы пообщаться с Шивой (ему молились на языке хинди, восклицая: «Джай!»).

Хоуэлл перенял у своих друзей-индусов курение конопли, молитвы на хинди, устройство общины, принцип безбрачия, вегетарианство, длинные волосы и даже имя — Гангунгуру Марагх. Восклицанию «Джай!» в английском переводе Библии («Библия короля Джеймса I») созвучно имя «Джа», указывающее на Бога (Псалтирь, 68, стих 4). И растаманы приняли его как имя Господа.

Не один только Хоуэлл заимствовал у индусов. Хибберт тоже многому научился у них в общине Бэк’О Уолл, «штаб-квартире» индуизма на Ямайке. За экзотическими прическами и обычаями скрывалось нечто более глубокое. Другой взгляд на вещи: Бог — это возвысившийся человек, как Рама или Будда. Хоуэлл объявил себя живым богом (статусом пониже, чем Селассие) и создал собственную общину Пиннакль.
В шестидесятых годах символом растафари стали наябинги — радикальные непримиримые растаманы, которые не признавали никаких лидеров и были объединены только нищетой и ненавистью к белым и эксплуататорам. Благодаря им культ растафари приобрел репутацию расистского: наябинги без устали утверждали превосходство чернокожих, клеймя и белых и метисов.

[...] Ямайская музыкальная индустрия находилась в руках владельцев «звуковых систем» (то есть проигрывателей с колонками), под которые танцевала по вечерам молодёжь. Самым известным из них был Сэр Коксон, который приобрел систему на деньги, заработанные рубкой сахарного тростника во Флориде. Ямайские продюсеры, как правило, записывали только один экземпляр пластинки — для своей звуковой системы. Поначалу реггей был исключительно местным явлением. Боба Марли ямайская «солидная публика» начала слушать лишь после того, как он стал популярен за границей. На музыке реггей стали делать деньги. Появились растаманы, ездившие на «БМВ», растаманы — университетские преподаватели; врач-растаман возглавлял психиатрическую больницу в Бельвью.

Bob Marley

Bob Marley

Наибольшее влияние тогда приобрела община «Двенадцать колен», основанная уличным торговцем Верноном Каррингтоном. Он провозгласил, что в соответствии с датой рождения каждый человек относится к одному из двенадцати библейских колен Израилевых, о роли которых возвестил своим двенадцати сыновьям Иаков (Бытие, 49). Община «Двенадцать колен» была открыта для всех, в том числе для метисов, которых наябинги держали на расстоянии. Одним из лидеров общины был сын министра Дэвид Кур (брат популярного музыканта Кэта Кура). Либеральное отношение общины к женщинам привлекло в её ряды творческие личности, в том числе Джуди Моуэтт из группы Боба Марли. Сам Марли тоже входил в эту общину. Между тем её открытость для самой широкой публики имела свои отрицательные стороны. В угоду непритязательным вкусам музыка реггей иногда начинала «сползать» в «slackness» («непристойность»).

Песни покойного Боба Марли знают во всех уголках земли. У него появились талантливые последователи, создавшие новые направления реггей, – вдохновлённые африканской чувственностью и религиозными песнопениями. Но продюсеры, стремясь открыть новую звезду, иногда забывают, что реггей — это не просто музыка. Этот стиль питается философией растафари.

- Хелен Ли, Geo, #2, 2000